Группа компаний ATT
Официальный дилер
ТATRA






 
Спецтехника и
автомобили TATRA

 
+7(495)276-15-15
Заказать звонок
Главная Написать Карта

• Авто и спецтехника
- Самосвалы Татра
- Тягачи Татра
- Экскаваторы UDS
- Строительная техника б/у
- Техника в лизинг

• Запасные части
- Запчасти Tatra
- Запчасти UDS (УДС)
- Skoda Liaz, Karosa, UNC

• Ремонт и сервис
- Ремонт Татра
- Ремонт UDS

• Tatra информация
- Авто фотогалерея
- Статьи и публикации

• О компании
- Новости
- О компании
- Дилерские документы
- Наши партнеры

• Обратная связь
- Контакты
- Заказ on-line

• Поиск по сайту

 
 

TATRA 111. Помогавший и строить, и разрушать.


Выпуск Tatra-111 начался в 1942 году в оккупированной немцами Чехословакии. И хотя многие применявшиеся в конструкции технические решения были внедрены на тех или иных машинах «Татры» и раньше, именно этот тяжелый трехос­ный грузовик оказался весьма прогрессивным для своего времени, можно даже сказать - уникальным.

Грузовик, опередивший время

В тридцатые годы минувшего века чешская ком­пания вырвалась на передовые позиции европейского автомобилестроения, и Tatra 111 появилась не на пустом месте - базу для нее создавали еще со второй половины двадцатых. Именно тогда на автомобилях Tatra стали применять знаменитую хребтовую раму, то есть раму-трубу, чего никто из конкурентов в то время не делал. Помимо нескольких малотоннажных и средне-тоннажных моделей по такой схеме были разработаны тяжелые трехосные Tatra Т28 (1932), Tatra Т29 (1934), Tatra Т85 (1936) и Tatra Т81 (1940). Tatra 111 стала своеобразным венцом, аккумулировав в своей конструкции самые прогрессивные технические решения.

Помимо прочной и вместе с тем прекрасно работающей на скручивание хребтовой рамы, ведущего переднего моста, полностью независимой подвески на качающихся полуосях и блокируемых межколесных дифференциалов, резко повышающих возможности автомобиля на бездорожье, еще одной характерной особенностью 111-й «Татры» стал 12-цилиндровый дизель с раздельными цилиндрами и головками блока.

Его систему охлаждения сделали воздушной, а не водяной, как у большинства других тяжелых грузовиков того времени, что существенно упрощало эксплуатацию и в холод, и в жару.

Двигатель не боялся окунуться в воду при пре­одолении брода и мог работать при длительном наклоне машины. Он получил систему непосредственного впрыска топлива и трехвальный верхнеклапанный газораспределительный механизм, а V-образное расположение цилиндров позволило удачно вписать между ними топливный насос. Воздух для охлаждения силового агрегата подавали два мощных вентилятора. К 4-ступенчатой коробке передач жестко крепилась 2-ступенчатая раздаточная коробка. Тормозные механизмы всех колес были барабанного типа, подвеска - рессорной, а привод на передний мост - подключаемым.

Немаловажно, что внешний облик автомобиля оказался хорошо продуманным, стилистически выверенным, с плавными очертаниями капота и крыльев. А просторная цельнометаллическая кабина обладала внушительной по меркам начала 40-х площадью остекления. Одним словом, с технической точки зрения грузовик, спроектированный под руководством талантливого главного конструктора «Татры» Ганса Ледвинки, для своего времени получился передовым, во многом опередившим эпоху. Недаром без существенных изменений его выпускали на протяжении двадцати лет!

«Чехи» на колыме

Первоначально грузоподъемность машины определили в 8 т, но уже после первых испытаний стало понятно, что автомобиль способен на большее. И в 1949 году массу перевозимого груза официально увеличили на 2 т. Более того, мощности двигателя в 180 л. с. было вполне достаточно для буксировки даже не одного, а двух тяжелых прицепов, причем не по асфальтированным, а по грунтовым дорогам. Это качество особенно пригодилось в нашей стране, где первые Tatra 111 появились фазу же после войны. В 50-х на Колыме в условиях лютых морозов и почти полного отсутствия нормальных дорог «чехи» работали в составе автопоездов полной массой до 60 т!

Базовой моделью семейства стала Tatra 111R - грузовик с 5-метровой бортовой платформой, рассчитанный на перевозку 10 т груза и буксировку 22-тонного прицепа. В качестве шасси его применяли под установку самых разных надстроек: крана, экскаватора, цистерны и даже автобусного кузова. Оборудованный лебедкой, этот автомобиль назывался Tatra 111RN. Самосвал получил обозначение Tatra 111S2, его платформа могла разгружаться в три стороны. Выпускали и модификацию самосвала с кузовом ковшового типа - он разгружался назад и отличался усиленным полом. Такую модификацию, получившую обозначение Tatra 111DC5, чаще всего эксплуатировали в карьерах. Был разработан также седельный тягач, но лишь в качестве прототипа, а серийно выпускался балластный тягач. Благодаря значительным изменениям в конструкции он получил собственный цифровой индекс Tatra 141 и мог буксировать 100-тонный прицеп. От Tatra 111 автомобиль отличался удлиненной двухрядной кабиной, дополнительными планетарными передачами в ступицах колес, горным тормозом и лебедкой большой мощности. Причем Tatra 141 выпускали на восемь лет дольше базовой модели - в общей сложности с 1957 года было изготовлено 4981 единиц. Благодаря своим техническим достоинствам Tatra 111 как нельзя лучше зарекомендовала себя при эксплуатации в самых суровых условиях. Ее вклад в развитие северных регионов нашей страны оказался столь значителен, что в начале 70-х под Магаданом один из этих автомобилей воздвигли на пьедестал в качестве памятника.

НА ДВА ФРОНТА

Считается, что в пору немецкой оккупации Чехословакии изготовление «Татры» 111 шло ни шатко ни валко, а полномасштабное серийное производство началось только после освобождения страны в 1945 году. На самом деле это не совсем так: если верить авторитетному фолианту, изданному к 100-летию знаменитой чешской компании, в 1943 году было собрано 1200 машин. Вроде бы не так много, но после войны завод смог превзойти этот показатель только в 1953 году, а до того ежегодно выпускал не более полутысячи грузовиков. Всего же до сворачивания производства Tatra 111 в 1962 году было изготовлено почти 33,7 тыс. экземпляров, из которых около 1,5 тыс. получил Вермахт, а около 8,3 тыс. - СССР.

Константин ЗАКУРДАЕВ


Грузовые автомобили и запчасти Татра со склада в Москве. Сервисное обслуживание и ремонт авто и спецтехники Tatra
 
АКЦИИ:


Запчасти по специальным ценам! для UDS, TATRA. Предложение ограниченно!

 
© 1995 - 2017 Tatra Club Россия
Москва, 1-й Митинский пер., д.25, 3-й этаж
Тел./факс: +7(495) 276-15-15 (многоканальный)
Тел: +7(495) 948-73-22; +7(495) 948-73-23; +7(495) 948-44-04

«Продвижение сайта - Neyiron»


Rambler's Top100